Heoбычныe и opигинaльныe пoдapки, яpкиe впeчaтлeния в Днeпpoпeтрoвcкe
Heoбычныe и opигинaльныe пoдapки, яpкиe впeчaтлeния в Днeпpoпeтрoвcкe



День рожденья монгольфьера

Первый полёт воздушного шара братьев Монгольфье5 июня 1783 года (в некоторых источниках - 4 июня) можно смело считать Днём рождения теплового воздушного шара и воздухоплавания в целом. Именно в этот день состоялась первая публичная демонстрация воздушного шара братьев Монгольфье в небольшом французском городке Аннон. 

А ведь всего за год до того авторитетный французский астроном академик Лаланд "раз и навсегда поставил точку" в спорах о теоретической возможности такого прорыва: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе, добиться этого с помощью крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела...". Судьба усмехнулась и... задрала госпоже Монгольфье полотняную юбку порывом горячего воздуха из очага. Её супруга, в раздумьях болтавшегося рядом, осенила гениальная догадка. Такова легенда.

Братья МонгольфьеЖозеф и Этьен были в Анноне людьми уважаемыми – имели неплохой доход от бумажной фабрики, которой владели. Когда по городку поползли слухи, что они на заднем дворе своей усадьбы занимаются подозрительными опытами, добропорядочные буржуа только плечами пожимали – дескать, ничто не мешает богатому человеку беситься с жиру, если это не угрожает спокойствию общества. Но странные улыбки, с которыми стали раскланиваться с дамами семейства Монгольфье молочницы, прихожанки и даже местный кюре, заставили их срочно призвать доморощенных новаторов к ответу.

Ко дню семейного экзамена опыт, как удачный, так и не очень, у братьев уже имелся – попробовав наполнять холщовую торбу горячим паром, они были разочарованы: быстро остывая, он практически сразу конденсировался в капли воды и осаждался на ткани. Шар делался ещё тяжелее, чем до эксперимента, а о полёте и вовсе речи не шло. Но браться были людьми начитанными и не стали игнорировать последние достижения науки. Это всего лишь дало им возможность убедиться, что изобретённый в 1766 году англичанином Генри Кавендишем водород, который в 14 раз легче воздуха и должен бы самим воздухом выталкиваться наверх, для их будущего летающего шара не подходит. В отличие от дыма, который прекрасно себя зарекомендовал под надувшейся пузырём юбкой мадам Монгольфье, лёгкий газ просачивался сквозь волокна парусины, пошедшей на шитьё первого воздушного шара. Братья решили не тратить время на совершенствование обшивки, тем более что водород, получаемый при воздействии серной кислоты на железные опилки, всё же был чересчур дорогим удовольствием даже для их безобидного хобби, и пошли уже проверенным путём.

Нетерпеливо хмурящим брови родственникам и сгорающим от любопытства и беспокойства друзьям летом 1782 года было показано то, что успело обрасти таким количеством домыслов и насмешек. Тряпичное чудище круглой формы примерно 3,5 м в поперечнике взмыло в небо и, движимое ветром, за 10 минут одолело примерно километровое расстояние на высоте в 300 метров. Восхищённые друзья, не скупясь на похвалы, со всех ног кинулись по городку рассказывать об увиденном. Но это была только генеральная репетиция. Чтобы домашнее чудо было признано официально, требовалось организовать всё по всем правилам.

Первый публичный полёт своего шара Жозеф и Этьен Монгольфье назначили на следующее лето, 5 июня 1783 года, потому что подготовиться решили более основательно и представить на суд зрителей нечто более внушительное. В назначенный день на рыночной площади Аннона суетились не только оба брата, но ещё несколько их помощников. Для пущей важности на дощатом подиуме восседала специальная комиссия, какой в случае успеха полагалось засвидетельствовать все подробности опыта и выдать изобретателям аккуратно составленный и скреплённый печатями протокол. Ну а пока публика в ожидании необычного зрелища перешучивалась, наслаждаясь тёплой и тихой погодой, вокруг целой кучи разрисованной материи колдовали будущие первооткрыватели воздухоплавания, а кюре многозначительно косился на разведённый тут же огромный костёр. У него-то возникали совершенно определённые ассоциации с методами Святой инквизиции по отношению к таким же вот одержимым... Тем временем восемь помощников взялись за верёвки, прикреплённые к матерчатому поясу огромного шара, и он стал наполняться горячим дымом, расправляя складки и шурша бумагой, которой был проклеен для плотности. Пузырь рос, надуваясь, и на его раскрашенном, уже ставшем гладким боку обозначилась смелая надпись на латыни: "AD ASTRAS". К звёздам – вот они на что замахнулись, эти Монгольфье! Нечто, направляемое этим смелым девизом, было высотой со здание городской ратуши, диаметром в 11 метров и весило два центнера.

Заметно волнуясь, Жозеф махнул помощникам, которые уже едва держались на ногах от натуги, удерживая верёвки. Огромный шар, словно вырвавшаяся из клетки птица, взмыл в ослепительную голубизну, к облакам, становясь с каждой секундой всё меньше. Оцепеневшая от изумления площадь очнулась и взорвалась восторженными криками. Поднявшись на высоту около 1600-1900 метров, воздушный шар не спеша поплыл по ветру... Дети, взрослые, сами изобретатели, неистово лающие собаки и даже священник, подобравший сутану, возбуждённые и радостные, бегом кинулись в погоню. Прогулявшись в небесах, шар стал медленно спускаться, по мере того, как горячий воздух в нём остывал. Но ликующие братья Монгольфье, которые с ликованием целовали полученный патент, уже навсегда остались на высоте своего первого триумфа, вписавшего их имена и название провинциального французского городка в историю воздухоплавания и мировой авиации.

С того времени все аэростаты, поднимаемые вверх горячим воздухом (и те, на которых летаем мы) зовуться монгольфьерами.

Современный монгольфьер

По материалам utro.ru



      Комментарии:
Добавить комментарий
Лиса  (05/06/2010 07:46:33 ): Да уж...видно пришлось стерпеть кучу насмешек этим братьям:). Хотя молодцы однозначно-вопреки людской молве подарили людям возможность подняться в небо. Всех любителей небес С ПРАЗДНИКОМ!

  * — обязательные для заполнения поля

Ваше имя*:
Ваш E–Mail:
 
Ваш комментарий*:
(не более 1000 символов)
 
 
Rambler's Top100
Архив