Heoбычныe и opигинaльныe пoдapки, яpкиe впeчaтлeния в Днeпpoпeтрoвcкe
Heoбычныe и opигинaльныe пoдapки, яpкиe впeчaтлeния в Днeпpoпeтрoвcкe



Ко Дню Победы. Воздушные судна легче воздуха в тяжёлой войне (много фото)

Аэростат ПОБЕДАВторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд развитие технологий и техники. В области одной только авиации рывок произошёл колоссальный. Несмотря на это,  все основные противоборствующие силы в этой войне массово использовали изобретение XVIII века – аэростаты

Основное и саммое массовое их использование было в качестве аэростатов заграждения. Аэростаты заграждения можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся. Как это работало? Для точного поражения цели, бомбардировщикам приходилось лететь невысоко. Так и цель лучше видно, и бомбу направить проще – с большой высоты попасть бомбой в цель было в то время довольно сложно. А на самой удобной для бомбометания высоте – целый лес этих самых  аэростатов. Вот и приходилось лётчикам выбирать – либо подниматься совсем высоко и бомбить как попало, либо, пытаясь отбомбиться-таки прицельно с правильной высоты, рисковать зацепиться за аэростат или его трос и погибнуть.

Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённых друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.

Согласно меткой шутке, приписываемой Черчиллю, создавалось ощущение, что если бы обрезать троса всех аэростатов заграждения, Британия бы немедленно утонула.

  

 

Известно, что по Лондону фашисты били не только бомбовыми ударами, но и крылатыми ракетами ФАУ-1. Аэростаты помогали и тут. Вот, например, аэростат, трос которого выдержал удар ракеты ФАУ. Обломки последней валяются рядом, а аэростат только слегка перекозябило:
 

А вот 1944 год – аэростаты заграждения прикрывают высадку союзнических войск в Нормандии:

  

Для защиты своих самолётов чего только ни придумывали немецкие инженеры – и пиропатроны на крыльях, и подвижные лезвия, но наиболее надёжными считались так называемые параваны – конструкции из натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его.
 

Помогало, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то пусть даже по касательной, хорошего от этого самолёту мало. Вот, например, бомбардировщик Heinkel, оборудованный параваном, но всё равно получивший в столкновении серьёзные повреждения:



Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками.

Когда начались немецкие налеты на Англию, в СССР самым тщательным образом изучался опыт использования аэростатов заграждения. Результатом этого явились многочисленные военно-научные труды, а также формирование новых частей АЗ. Отряды АЗ переформировывались в отдельные дивизионы АЗ, которые затем переводились на штаты полков АЗ.

Впервые советские АЗ в боевой обстановке были опробованы во время советско-финской вой-ны 1939-40 гг. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки АЗ. Посты АЗ были выставлены, в основном, вокруг Ленинграда в несколько рядов и, частично, в централь-ной части города в шахматном порядке. Причём наибольшая плотность постов АЗ приходилась на северо-запад города, на наиболее вероятном направлении налета финской авиации.

Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два – тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса – это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра – предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним – ещё два километра – второй. Таким образом потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и – бам! – до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.

На 22 июня 1941 г. в западной части Союза ССР в соединениях ПВО имелось 6 полков аэростатов заграждения и 10 отдельных дивизионов аэростатов заграждения (ОДАЗ).
Части аэростатов воздушного заграждения участвовали в боях на всех фронтах ПВО армии и фло-та - от Каспийского и Черного морей до Баренцева моря. Их численность, выражаемая в постах, в ходе войны постоянно наращивалась. На 22 июня 1941 г. она составляла 850 постов (одна треть была утрачена в боях в первые недели войны). На 1 июля 1943 г. насчитывалось уже более 2500 постов АЗ, на начало 1944 г. — около 2800, к концу войны потребность уменьшилась до 1400 постов АЗ. Численность боеготовых постов АЗ не была стабильной, она колебалась из-за потерь в боевых действиях и зависела от снабжения водородом, которое не было удовлетворительным.
 

 

На всех фронтах войск ПВО было совершено около 300 тысяч аэростатоподъемов в упредительном режиме, или непосредственно в условиях боя с воздушным противником, при его налёте.
Промышленные предприятия, КБ и ведомства, обеспечивающие разработку и поставку в войска воздухоплавательной техники, работали в годы войны с большим напряжением.
В период с 1941 по 1944 гг. по сообщению частей на фронтах ПВО зафиксировано более 121-го столкновения самолета с тросом аэростатов заграждения. В период с конца 1941 по 1945 год аэростаты заграждения прикрывали города: Москва (1-я, 2-я, 3-я дивизии АЗ); Ленинград (3, 4, 11 и 14 полки АЗ), Баку (5-й полк АЗ), Одесса (6-й ОДАЗ); Батуми (7-й ОДАЗ); Севастополь (1-й отдельный отряд АЗ Ч.Ф.); Куйбышев (2-й отряд АЗ); Киев (4-й и 14 отряды АЗ); Саратов (4-й ОДАЗ); Запорожье (6-й ОДАЗ); Харьков (6-й ОДАЗ); Сталинград (6-й и 26-й ОДАЗ); Горький (8-й и 28 ОДАЗ); Ярославль (1-й отряд АЗ); Воронеж (9-й отряд АЗ, 4-й ОДАЗ); Поти (1-й морской воздухо-плавательный дивизион АЗ); Ростов-на-Дону (9-й отряд АЗ); Мурманск (6-й ОДАЗ); Архангельск (26-й ОДАЗ); Рига (26-й отряд АЗ); Хабаровск (12-й ОДАЗ); Владивосток (72-я морская бригада АЗ); Плоешти (15-й ОДАЗ).

Только с конца августа 1941 года до окончания битвы за Москву не менее 120 немецких самолётов были порезаны аэростатными тросами и таким образом сбиты. Ещё 35 самолётов были уничтожены подвешенными к аэростатам минами.

Использовали аэростаты заграждения и немцы.
Немецкие аэростаты воздушного заграждения (Sperrballon):

   

Интересно, что и у британцев, и у немцев, и у наших стартовые расчёты аэростатов заграждения были практически полностью женскими.

В Британии служили, в основном, девушки из Женских вспомогательных воздушных сил (WAAF), хотя встречались и чисто мужские части, укомплектованные призывниками самых старших возрастов. Служить в Женских вспомогательных воздушных силах (WAAF) считалось почётным и достаточно престижным делом. В добровольцы записывались и девушки с городских окраин и дочери лучших семейств Британии.
Подготовка специалистов велась на дирижабельной базе в Кардингтоне, где имелись два огромных дирижабельных эллинга.

  

  

В Соединённых Штатах Америки перед началом Второй мировой войны частей аэростатов заграждения вообще не было. Военное руководство США полагало, что из-за географической удалённости от основных ТВД не стоит опасаться авианалётов на территорию США.

Только в октябре 1941 года в связи с ухудшением американо-японских отношений американское правительство заказало 500 аэростатов заграждения британского образца и начало подготовку подразделений АЗ на военной базе Camp Tyson (Тайсон). Эти подразделения предназначались для прикрытия Панамского канала и Гавайских островов. 6 декабря японский агент в Пёрл-Харборе в своём последнем донесении указывал, что "… нет никаких показаний, что проводятся какие-либо тренировки с аэростатами. В настоящее время нет никаких следов воздухоплавательного оборудования. Сложно себе представить, но видимо здесь нет ни одного аэростата заграждения" На следующий день - 7 декабря 1941 года неожиданным ударом торпедоносцев и бомбардировщиков, взлетевших с японских авианосцев, был фактически уничтожен Тихоокеанский флот США. Японская авиация наносила удары на предельно малой высоте. Все военные аналитики того времени сошлись во мнениях — если бы база Пёрл-Харбор была бы прикрыта хотя бы двумя эскадрильями АЗ британского типа, Америке удалось бы избежать "национального позора".

После полученного урока части АЗ разворачивались в США убыстренными темпами. Было развёрнуто производство аэростатов. Сначала был налажен выпуск аэростатов британских типов, а затем и аэростатов собственной разработки.

  

Всего за годы войны в США было сформировано 6 аэростатных батальонов и несколько отдельных отрядов АЗ. Они находились в подчинении береговой артиллерии и корпуса морской пехоты. АЗ были развернуты для прикрытия Панамского канала, Гавайских островов, крупных городов тихоокеанского побережья — Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Окленда (удары по этим городам так и не были нанесены).

Отдельные аэростатные отряды следовали вместе с частями морской пехоты и прикрывали высадки десантов на острова Тихого океана. 320-й батальон аэростатов заграждения армии США, сформированный исключительно из чернокожих американцев, принимал участие в высадке союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года.

К началу Второй мировой войны США имели на вооружении всего пять небольших дирижаблей, при этом три из них были крайне устаревшими и предназначались только для обучения. Все они были сосредоточены на авиабазе ВМФ "Лейкхерст".
В начале войны охрана морских границ и прибрежных конвоев была малоэффективна. Морская авиация не имела специальных дальних морских самолетов для патрулирования побережья и была неспособна оказывать действенное сопротивление возрастающей активности немецких подлодок.
Трагедия Пёрл-Харбора со всей очевидностью продемонстрировала слабость береговой обороны, поэтому американцы со свойственной им деловитостью взялись за решение этой проблемы. Станции "Лейкхерст" был дан статус главной базы дирижаблей Восточного побережья США и на ее территории в спешном порядке приступили к строительству эллингов. Одновременно базу начали комплектовать дополнительным военным и гражданским персоналом.Наряду с усилением значения базы "Лейкхерст", командование флота приняло решение о строительстве дирижабельных баз в штатах Массачусетс, Северная Каролина, Джорджия, Флорида, Луизиана, Техас, Калифорния и Орегон. Дополнительно сооружались базы на островах Карибского моря, в Бразилии и на Гибралтаре.

 

Уже в июле 1942 года в обороне восточной морской границы были задействованы не менее 10 дирижаблей, сведенных в 1-е авиакрыло флота воздушных кораблей под энергичным командованием адмирала К. Розендаля. Из Армии США были переданы два изрядно потрёпанных дирижабля (ТС-13 и ТС-14), а флот рекламных дирижаблей компании "Goodyear" в составе пяти дирижаблей был мобилизован полностью, вместе с пилотами. Первые месяцы эти воздушные корабли так и летали на патрульные задания - с рекламой на борту и пилотами в штатском, вооружёнными лишь помповыми ружьями.

К началу 1945 года американский флот имел в составе пятнадцати эскадрилий 141 патрульный и учебный воздушный корабль — это было наивысшей точкой американской программы строительства дирижаблей.

 

 

18 июля 1943 года дирижабль К-74 (командир лейтенант Гриллс), эскортировал танкер и грузовое судно у берегов Флориды. Экипаж обнаружил неподалеку от конвоя немецкую подводную лодку U-134, которая находилась в надводном положении. Другой охраны у конвоя не было, и в этой критической ситуации Гриллс решил немедленно атаковать противника. Необходимо заметить, что командир нарушил приказ, который запрещал нападать дирижаблям на надводные корабли и подводные лодки в надводном положении. Воздушный корабль развернулся в сторону подлодки и стал быстро снижаться, чтобы поточнее сбросить бомбы. Экипаж лодки открыл из зенитного пулемета огонь по дирижаблю. Промахнуться было невозможно: цель была очень велика. Оболочка дирижабля получила серьезные повреждения, и он стал быстро терять высоту. Гриллс изо всех сил пытался дотянуть до подлодки и, когда это чудом ему удалось, выяснилось, что поврежден механизм сброса бомб. Дирижабль рухнул в море, накрыв собой подлодку, но ей удалось погрузиться и уйти (правда недалеко). Девять из десяти членов экипажа дирижабля подобрал грузовой корабль. Несмотря на нарушение приказа, за героические действия Гриллс был награжден «Летным крестом».

  

 

  

Широко использовались аэростаты и для наблюдения.

Начнём с немцев. Так сказать, дань уважения противнику. Аэростаты артиллерийского наблюдения (Fesselballon)...

  

... и их пилоты - воздухоплаватели-наблюдатели (Ballonbeobachter):

  

Редчайший золотой знак воздухоплавателя-наблюдателя (Ballonbeobachterabzeichen). Вручался за 75 боевых подъёмов.

  

Британия использовала очень небольшое количество аэростатов наблюдения - на Кипре, Мальте, Гибралтаре.
Пилоты таких аэростатов с гордостью носили знак воздушного наблюдателя.

 

Американские аэростаты наблюдения в войне поучаствовать так и не сумели. Хотя на вооружении армии стояли весьма неплохие моторизованные аэростаты и имелось достаточное количество подготовленных пилотов, посылать их в Европу не стали.

  

В СССР активно применялись аэростаты артиллерийского наблюдения. Всего за время Великой Отечественной войны частями аэростатов наблюдения произведено 19985 подъемов общей продолжительностью 20126 часов. При этом разведано 4617 артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты. В результате 2696 корректировок уничтожено и подавлено 1716 артбатарей, рассеяно и частично уничтожено 103 скопления пехоты и танков. Противником сожжено в воздухе 110 наших аэростатов наблюдения. 

Аэростат артиллерийского наблюдения состоял из оболочки (двухслойная прорезиненная материя с алюминированным покрытием), наполняемой водородом, такелажа и сплетенной из ивовых прутьев гондолы для двух наблюдателей. Поднимался и опускался аэростат на тросе с помощью лебедки, установленной на автомобиле. Боевая работа велась в основном ночью. Для маскировки и обмана противника устраивались ложные биваки.

   

Борясь с аэростатами, противник применял бризантные гранаты. Взрываясь, они нередко перебивали трос, и аэростат вместе с наблюдателем уходил в свободный полет.

В наступлении боевые порядки аэростатчиков находились в 3-4 км от переднего края противника. Огромные эллипсоиды круглые сутки висели в воздухе, и уже одно это сковывало, по признанию пленных, действия артиллерии немцев. Они выделяли самолеты специально для борьбы с аэростатами. Не однажды воздухоплаватели горели в воздухе, когда содержимое оболочки - водород - вспыхивало факелом, выбрасывались с парашютом. Но воинам-воздухоплавателям угрожала опасность не только с воздуха - подвергались позиции и налетам диверсионных групп, артобстрелам.

Как правило, перед наступлением на направлении главного удара подъемы аэростатов в целях секретности не производились. Но однажды советское командование было вынуждено пренебречь мерами маскировки - в районе Сандомира появилось дальнобойное орудие «Берта». Оно находилось на железнодорожной платформе и после выстрела меняло позицию. Аэростатчики получили задачу вести наблюдение на участке железной дороги Цмелюв - Якубовице. Немцев подвел их педантизм: они производили по нескольку выстрелов утром и вечером, причем в одни и те же часы. Наблюдатели, поднявшись в воздух с опережением «графика», передали точные координаты 40-й пушечной бригаде.

В начале 1945 года, наблюдая за портами Клайпеда и Лиепая, воздухоплаватели не позволили немцам вывезти из Литвы и Латвии награбленные ценности. А 22 марта 1945 года «Красная звезда» писала: «В боях по уничтожению восточно-прусской группировки юго-западнее Кенигсберга большую помощь наземным частям оказывают аэростаты воздушного наблюдения». Большое значение такой помощи придавал маршал Г. К. Жуков. Вот выдержка из его донесения в Ставку: «...Чтобы зря не сыпать снаряды и мины, фронту необходимо срочно придать воздухоплавательный аэростатный отряд...»

 

Ещё одно интересное использование воздухоплавательных суден - выброска десанта.

В апреле 1942 года был сформирован 1-й отдельный воздухоплавательный дивизион ВДВ. Интенсивность выброски с одного аэростата достигала 2278 человек в сутки. Всего за годы войны, по данным Центрального архива МО, было совершено 549152 прыжка с аэростата, каждый из которых обходился в десятки раз дешевле. Трудно подсчитать, сколько транспортных самолетов было высвобождено для выполнения боевых задач.

 

В обеспечении боевых действий Красной Армии принимали участие четыре дирижабля - "СССР В-1", "СССР В-12", "Малыш" и "Победа".
В 1943-44 гг. на дирижабле "СССР В-12" было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа. В 1945 г. дирижабли "СССР В-12" и "Победа" выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа. Дирижабли перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов. Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов.

Дирижабли работали практически безотказно и были весьма живучи. Один из них - В-12 - на Калининском фронте был обстрелян, получил около сотни пробоин, но долетел в отряд, а затем вернулся на базу под Москвой.

 

Считаем своим долгом назвать хотя бы некоторых воздухоплавателей, отличившихся на фронтах Великой Отечественной, - командиров постов, отрядов и дивизионов, наблюдателей и артиллеристов-корректировщиков, дирижаблистов: В. Вавилонов, М. Горин, И. Решетников, Л. Грузин, М. Горбунова, А. Гринев, И. Губа, С. Мазуров, В. Устинович, Н. Солодовников, Э. Бирнбаум, С. Лукьянов и многие другие.

Благодаря самоотверженности и героизму наших дедов и прадедов в борьбе с нацистскими захватчиками, наши поколения могут наслаждаться воздухоплаванием в мирном небе.

ЦВ "Сапсан" сердечно поздравляет ветеранов Великой Отечественной и всех соотечественников с Днём Великой Победы!
От всей души желаем всем ветеранам долгих лет жизни, здоровья и счастья.

Использованы материалы со страниц Дениса Яцутко (hrenovina.net/4404) и Станислава Фёдорова(st-fuodoroff.livejournal.com)


 

 

 



      Комментарии:
Добавить комментарий
Jalontag  (03/08/2018 03:22:01 ): 2.5 mg generic levitra http://levitragtr.com - levitra 20 mg how long does it last buy levitra online no prescription usa levitra 20mg - levitra from canada online pharmacy topics by levitra super active tadalafil 20mg price in india
ErzestMep  (10/06/2018 12:17:45 ): viagra 10mg or 20mg delete all board cookies http://viagrawithoutdoctorpres.net - viagra without prescription viagra online usa forum contains no new posts viagra without a doctor prescription - viagra viagra differences viagra prostate
Marvinpar  (05/06/2018 13:36:59 ): Привет всем! Нашел подборки гифок и приколов на этом сайте: http://hellbro.ru : http://hellbro.ru/foto-prikoly-interesnoe/3604-novoe-video-lyukke-li.html Новое видео Люкке Ли Поездка в поезде, которому нет равных на территории России http://hellbro.ru/foto-prikoly-interesnoe/6899-pochemu-piraty-nosili-sergi-novye-fakty-v-legendarnoy-istorii.html
Wizliamriz  (04/06/2018 04:31:14 ): cialis for daily use prices valid css http://cialis-walmart.shop - generic cialis at walmart cialis beach cialis over the counter at walmart - cialis 10 mg 4 tablet topics cialis information uk jump to
Thozasspede  (02/06/2018 09:22:09 ): viagra 20 mg direct unicure remedies http://viagrawithoutdoctorprescr.com - viagra without a doctor prescription buy generic viagra usa viagra without a doctor prescription - viagra 10mg or 20mg new posts viagra and alcoholic drinks interests
Tyzonreego  (07/05/2018 22:15:39 ): what is viagra http://viagrawithoutdoctorpharm.com - viagra without a doctor prescription viagra generic viagra without a doctor prescription - viagra dosage 30 mg posts per day danger online purchasing viagra
ZharlesElema  (07/05/2018 20:56:47 ): viagra dosage 30 mg posts per day http://xlviagracan.com - viagra for sale generic viagra tadalafil low prices viagra for sale - buy affordable viagra,levitra,viagra organic herbal buy viagra online with discover card
Raymondphita  (27/03/2018 20:06:19 ): generic viagra for sale generic viagra sildenafil citrate generic viagra sildenafil citrate generic viagra prices
Masharurgy  (24/01/2018 00:57:05 ): 0=5 ?>2V4><;5==O @>7 BCB 70 4>?><>3>N XRumer + XEvil 4.0 XEvil 4.0 - @52>;NFV9=5 4>40B>:, 740B=5 >1E>48B8 ?@0:B8G=> 1C4L-O:C 0=B81>B-70E8AB. >7?V7=020==O :0?G8 Google (ReCaptcha-1, ReCaptcha-2), Facebook, Yandex, VKontakte, Captcha Com V ?>=04
Cергей  (22/06/2016 19:06:29 ): Спасибо за статью. Огромная благодарность нашим фронтовикам и трудящимся тыла,в деле борьбы с фашистскими гадами ! Надеюсь ,что подобные материалы о прошлом России, будут нести пользу в воспитании мужества и преданности молодого поколения.
Ирина  (11/05/2011 08:06:54 ): Классная статья), не думала, что аэростаты приносили столько пользы
С Днём Победы!  (09/05/2011 15:04:24 ): СПАСИБО Деду за Победу!

  * — обязательные для заполнения поля

Ваше имя*:
Ваш E–Mail:
 
Ваш комментарий*:
(не более 1000 символов)
 
 
Rambler's Top100
Архив